Исторический треугольник

E-mail Печать PDF

triangle

Схема основных факторов исторического развития

При анализе исторических и вообще социальных процессов возникает вопрос о первичности. Что из чего вытекает – политика из экономики или наоборот? Во времена господства марксистского экономического детерминизма было проще. Существовало ясное представление об экономическом базисе и политической и идейной надстройке – второе вырастало из первого. В реальной истории политические решения нередко определяли направление экономических процессов, социально-экономическая структура зависела от идейных и религиозных учений, утвердившихся в том или ином регионе.

 

Примеры подобного рода накапливались и все очевиднее ставили под сомнение экономический детерминизм даже в СССР. После того, когда монополия марксизма-ленинизма в исторической и других социальных науках перестала поддерживаться искусственно, экономический детерминизм перестал удовлетворять большинство исследователей. Возникло несколько других детерминизмов: религиозный (все вытекает из религиозной культуры, например – капитализм из кальвинизма), политический (волюнтаризм власти, которая все решает), технологический (изобретение новой машины переворачивает мир). Впрочем, они наталкиваются на те же проблемы, которые помогли опровергнуть однозначный экономический детерминизм. Всегда находится стрелка причинно-следственных связей, которая тянется совсем не в том направлении, куда «следует». Умудренные опытом историки предложили на заморачиваться и придерживаются многофакторного подхода. Факторов много, и не стоит делить их на важные и не очень важные. Мало ли, что потом выяснится.

В итоге общество нельзя оценить как Систему, оно превращается в набор непонятно как взаимодействующих деталей. Если исследователь озабочен только красотой детали – это его право. Но деталь важна и как часть Системы.

Как строятся причинно-следственные связи, и как их вообще можно систематизировать?

Мы не настаиваем на том, что первично нечто одно. Однако опыт исторических исследований подсказывает, что причинно-следственные связи не хаотичны, и если идти от причины к ее причине, можно выделить основные, наиболее важные, системообразующие факторы, генерирующие последствия. И между ними также есть устойчивые взаимосвязи.

Попробуем систематизировать эти факторы. Прежде всего, выделим основные сферы человеческой жизни, различающиеся качественно.

1.     Социально-экономическая сфера. Прежде всего - удовлетворение наших материальных, биологических потребностей, на котором основаны три столпа экономики: производство, распределение, потребление.

2.     Власть – принятие решений людьми и обеспечение проведения их в жизнь, в том числе – с помощью принуждения к их выполнению других людей, инструментализации человека. Высшая, «суверенная» власть осуществляется государствами или подобными им надгосударственными или протогосударственными образованиями. Но свою политику ведут любые объединения людей и отдельные люди. Они принимают решения и затем занимаются целедостижением с помощью других людей. Они тоже – субъекты власти.

3.     Сфера мышления, духовной культуры, моделирования реальности, ментальность – именно то, что в наибольшей степени отличает человека от животного. Ее корни – в наших массовых психологических стереотипах и первичных эмоциях, вызванных удовлетворением/неудовлетворением биологических потребностей. Ее сложные, рафинированные формы – науки о человеке, философия, теология – стремление к познанию основ мироздания и обоснование мировоззрения. 

Эти основные сферы человеческой деятельности связаны не произвольно. Они имеют свои стыки, где одна сфера более очевидно детерминирует другую.

- Власть на производстве – управление, детерминирует развитие этого производства.

- Догмы и логически выстроенные правовые нормы создают основы легитимности, которые создают «правила игры» власти, детерминируют государственное и правовое устройство.

- Изменение социально-экономического положения направляет сознанию людей эмоциональные сигналы. В массе своей они еще не отрефлексированны культурой. Здесь экономическое положение детерминирует массовые настроения. На этом стыке формируются размытые основы социальной психологии, которые, накапливаясь и выстраиваясь культурой, превращаются в традиции, свою очередь воздействующие как на наши первичные впечатления, так и на более «высокие» этажи культуры.

Таким образом, на представленной схеме, преобладающее детерминирование идет против часовой стрелки. 

Основные «плоскости» треугольника соответствуют биологическому, инструментализирующему (властному) и моделирующему (ментальному) «началам» человеческого бытия в чистом виде. Но в реальной жизни эти начала проявляются в смешанных формах - реальные исторические явления находятся «внутри» треугольника, во взаимодействии «начал». Идеология формируется во взаимодействии гуманитарной культуры и политики. Техническая мысль генерирует технологические решения, которые воздействуют на сферу экономики. В то же время экономика имеет дело не только с материальными ресурсами, удовлетворяющими чисто биологические потребности - она оперирует и продуктами массовой культуры, образцы которой создает «высокая культура». Социальная структура общества также не принадлежит только экономике или только властной иерархии, а формируется как экономическими классами, так и социально-политическими сословиями.

Соотношение этих явлений и их основные взаимосвязи показаны на предложенной вашему вниманию схеме (дизайн А. Сафроновой).

Наверх