Интернет старого обряда

E-mail Печать PDF

А. Шубин и Исследовательское сообщество "Социум"

Интернет старого обряда

 

Слово «старообрядец» не ассоциируется с человеком, активно пользующимся Интернетом, имеющего страничку в социальной сети или даже целый сайт. Однако, несмотря на свой архаичный имидж, за века существования старообрядчество проявило высокие адаптивные способности к веяниям новых веков, что способствовало его длительному развитию. Век Интернета наступил для старообрядчества очень вовремя. В 1988 году священник РПЦ Павел Коломейцев писал о том, что у старообрядческих общин нет единого будущего, так как у них нет общих коммуникаций[1]. Однако вскоре именно Интернет позволил наладить эти коммуникации.

Исследователь А.С. Стахурский пишет о важности Интернета как основного коммуникативного средства для связи старообрядцев всей планеты[2]. Связь между общинами даже в пределах одной страны также необходима для консолидации старообрядческих этнических групп и решения общих вопросов, касающихся Православной Старообрядческой Церкви как социального института. Новые технологии помогают в просветительской деятельности, особенно молодежи, которая сидит в Сети долгими часами, а также для произнесения проповедей для жителей труднодоступных районов.

Коммуникационные центры конфессий

 

Во всемирной паутине существует множество сайтов староверческих приходов, которые рассказывают о жизни общин, размещают расписание богослужений, исповеди и крестных ходов, публикуют фотографии и даже статьи по серьезным богословским вопросам. С каждым годом количество электронных ресурсов увеличивается: в ноябре 2015 г. начал свою работу сайт общины Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова[3], в феврале 2016 года свой официальный интернет-ресурс появился у Покровской общины РПСЦ г. Омутнинска[4].

Если набрать в поисковой строке «Яндекса» или «Google» запрос по теме «сайт старообрядец», то увидим 2 миллиона ответов. Большинство результатов относятся к Белокриницкому согласию, иерархически подчиняющемуся Митрополиту Московскому и всея Руси Корнилию (Титову). Сайты беспоповских и беглопоповских согласий не входят в число самых популярных по посещениям, так как представляют собой разрозненные, не связанные между собой ресурсы, отчасти прекратившие свое существование к 2016 году[5]. Многие сектантские ответвления беспоповских согласий не имеют собственных Интернет-ресурсов.

Существует и светский ресурс, посвященный истории раскола, апологетике старообрядчества. Портал «Анти-раскол»[6] публикует материалы не только о старообрядчестве. Редакция сайта заявляет, что информационная наполненность портала отражает позицию РПЦ, сформулированную на Поместном Соборе 1971 года, т.е. отмену клятв на старообрядчество[7].

Консолидирующую роль в старообрядчестве играют существующие поповские интернет-ресурсы, которые, имея форму для обсуждения, являются платформой для дискуссий всех согласий и толков. Исходя из этого, мы будем обращать внимание исключительно на сайты, где редакторы проживают в Москве и входят в Белокриницкую иерархию, возглавляемую Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым).

Известным и в старообрядческой среде ресурсом является «Самарское староверие»[8]. Однако, сложно признать за ним коммуникативную функцию: это скорее библиотека, собрание статей (как самих старообрядцев, так и исследователей), иногда на нем можно встретить объявления о презентации какой-либо книги, которая, как правило, вскоре становится доступна на сайте в электронном виде.

Интересно, что и РПЦ следит за распрями в стане оппонентов. Так, Глеб Чистяков, входящий в редакционную группу «Русской веры», был главным героем заметки на официальном сайте Московской патриархии РПЦ. В заметке сообщается, что «митрополит Корнилий, который ранее проявлял недовольство «утечкой информации» через Интернет, … раскритиковал деятельность сотрудника отдела Глеба Чистякова, который был вынужден подать прошение об отставке»[9].

Для того, чтобы наш анализ был беспристрастен, мы будем использовать данные таких аналитических ресурсов, как Яндекс.Метрика и SEOgadget. Рейтинг самых популярных староверческих сайтов по Москве таков:

Старообрядческая мысль- Сайт для думающих и ищущих[10] – 1 (1)[11];

Официальный сайт Московской Митрополии[12] – 2 (3);

Сайт «Русская вера»[13] - 3 (6);

Московское Старообрядческое Духовное Училище[14] – 4 (16).

«Старообрядческая мысль» и «Русская вера» популярны в социальных сетях: на Facebook «Старообрядческая мысль» имеет 1010[15]подписчиков, «Русская вера» - 542[16]; Вконтакте 1933[17] и 2578[18] соответственно.

Официальный сайт Митрополии РПСЦ (на то он и официальный) освещает всю деятельность Митрополита Московского и всея Руси Корнилия и связанную с ним активность епархий, общин и других согласий. На сайте публикуются фотоотчеты обо всех поездках Митрополита, документы, принятые в ходе встреч. Информация о грядущих мероприятиях, выставках или других событиях также связана с деятельностью владыки Корнилия. В общем, сайт достаточно похож на официальный сайт ведущей Церкви, но имеет неформальную связь с его посетителями – «ключевые фигуры» духовного центра на Рогожском кладбище уступают место рассказам из провинции, и лишь в контактах можно найти информацию о людях, отвечающих за различные департаменты Митрополии, ссылку на интернет-ресурс церковной лавки. Если зайти на другие интернет-ресурсы, освещающие повседневную жизнь общины, а также пообщаться с указанными в этом разделе личностями в реальной жизни, можно сделать вывод о том, что информация настолько сухая, что указывает только на какую-то одну из сторон широкой деятельности этих людей в рамках отделов Митрополии.

Сайт Московского Старообрядческого Духовного училища, имеющий «кнопочную», html-связь с официальным сайтом Митрополии, является дочерним проектом, который дублирует информацию в социальных сетях, где страницы МСДУ была созданы ранее сайта[19] (например, о расписании уроков).

Фактически независимыми от Митрополии порталами остаются Старообрядческая мысль (starove.ru) и «Русская вера» (ruvera.ru).

 

«Старообрядческая мысль» и «Русская вера»

В 2006 году были созданы проект и сайт «Старообрядческая мысль» (электронный адрес - MOLODOJ.RU) на базе Отдела по делам молодёжи Русской Православной старообрядческой Церкви. В августе 2013 года проект переехал на ныне существующий адрес, "став сайтом для «Думающих и ищущих» при том же ОДМ РПСЦ"[20]. Уже через год, в сентябре 2014, по решению Совета Митрополии РПСЦ проект стал самостоятельным сайтом под названием «Старообрядческая Мысль». Отрыв от исключительно молодежной аудитории можно видеть по статистическим данным[21]: основная аудитория сайта – это люди 45 лет и старше, хотя доля посетителей в возрасте 25-34 лет велика, однако, молодежью их можно назвать с трудом.

Вот как позиционирует себя этот интернет-ресурс:

«Целью существования проекта «Старообрядческая мысль», название которого заимствовано из одноимённого дореволюционного издания, является продолжение лучших традиций наших предков в части отстаивания своих прав на национальное самосознание, противодействие насаждению чуждых русскому обществу традиций и порядков, сохранение преемственности поколений, историческая грамотность»[22]. Таким образом, сайт намерен отстаивать твердую консервативную позицию современными интернет-средствами.

Характер публикуемых статей действительно отражает приверженность всему «исконно русскому». При этом сайт работает на сплочение старообрядческой культуры. Так, существует раздел «Деловые предложения старообрядцев»[23], где любой может выбрать репетитора по английскому или ветеринара старообрядческого вероисповедания. Сайт ведет борьбу с РПЦ с юмором, без «ругани». Характерные такие заголовки: "Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой[24]" (обзор Божественной Литургии по древнерусскому чину в московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове новообрядческим митрополитом Иларионом (Алфеевым), «Ice Bucket Challenge»[25] (высмеивание мнения об обязательном погружении в купель на Крещение среди чад РПЦ).

Другой староверческий портал – «Русская вера» - выглядит более традиционалистским, несмотря на то, что тоже имеет «филиалы» в социальных сетях, порой публикует «мирские» статьи. Однако он не позволяет себе ни веселых карикатур, ни юмора в названиях публикаций. На сайт работают проверенные люди, не ограниченные каким-то одним старообрядческим согласием, но, как и Старообрядческая мысль, неформально подчиняющиеся Рогожскому духовному центру.

Их кредо таково: «Главная задача сайта «Русская вера» состоит в том, чтобы рассказать обществу об этом богатейшем наследии и, отталкиваясь от феномена старообрядчества, говорить о русской цивилизации в самом широком смысле этого слова... Мы публикуем материалы, посвященные жизни и обычаям всех без исключения старообрядческих согласий, включая самые небольшие. Также на сайте публикуются статьи инославных (не старообрядческих) авторов, но интересные читателям...»[26].

Таким образом, оба сайта имеют две стороны: обращенную вовне, к окружающему обществу, интересующемуся не просто старообрядчеством, а русской культурой и консервативными ценностями; и направленную внутрь, к старообрядческой аудитории, нуждающейся в консолидации.

Для того чтобы удовлетворять вкусы такой разнообразной аудитории, необходимо иметь такой же разношерстный коллектив авторов.

На сайте «Русская вера» есть раздел, в котором любой желающий может ознакомиться со списком авторов. Заглянем в него и мы[27].

Большинство авторов, безусловно, староверы. Мы видим здесь представителей известных старообрядческих родов: Чистяковы, Гусевы, Бобковы, Бармины и другие. Такие авторы отмечены надписью «потомственный старообрядец». Несмотря на то, что потомственные авторы связаны с описываемой ими культурой по рождению, большинство из них имеет высшее журналистское образование и параллельно работает в светских изданиях. Также, сайт "Русская вера" размещает материалы общественного деятеля, политолога и философа А.Г. Дугина, который известен своими оригинальными религиозными взглядами и открыто выступает за единоверие.

Приглашенные не из старообрядческой среды авторы – историки, искусствоведы, музееведы. Однако, это отнюдь не те исследователи, которые знакомы, любимы старообрядческим миром, частые гости Дня Музеев на Рогожском[28]. Где же, к примеру, Е.М. Юхименко, работы которой признаны старообрядцами, высоко оцениваются как религиозным, так и светским сообществом ученых?

Если говорить о «странных отсутствиях» в списке старообрядческих авторов, то можно увидеть, как не хватает в нем известного искусствоведа, любимицу публики и самого Митрополита Д.Е. Мальцевой[29] (кстати, тоже из купеческого старообрядческого рода). Зато авторами сайта являются «опальный историк» Г.В. Носовский[30] и вполне себе служитель РПЦ игумен Кирилл (Сахаров), который «практикует старообрядный чин[31], находясь при этом в юрисдикции Московского патриархата»[32]. Более того: «Русская вера» ищет новых авторов в рамках «философии сайта», вакансия «автор тематических статей» открыта[33].

Главные редакторы портала «Русская вера» Г.С. Чистяков (17 статей)[34] и А.А. Лопатина (26 статей)[35] не слишком активны. Самыми плодовитыми авторами сайта являются новообрядец игумен Кирилл (Сахаров) (27 статей)[36], научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева Татьяна Игнатова (33 статьи)[37], Марина Волоскова (66 статей)[38] и Максим Гусев (88 статей)[39]

Каковы авторы конкурента «Русской Веры» - «Старообрядческой мысли»?

Работа каких людей помогла «Старообрядческой мысли» (уже как самостоятельному порталу, а не проекту ОДМ РПСЦ) догнать, а то и перегнать «Русскую веру»? Портал «Старообрядческая мысль» не имеет раздела «Наши авторы». В разделе «О проекте» можно увидеть информацию лишь о главном вдохновителе портала, редакторе – одном из известнейших «медийных» лиц старообрядческого мира – Олеге Хохлове[40].

Олег Хохлов, обозреватель жизни на Рогожском кладбище, координатор отдела по делам молодежи Русской Православной старообрядческой Церкви, автор книги «Святитель Геронтий (Лакомкин): жизнь в рассказах от первого лица»[41], фотограф и фермер-предприниматель[42]. Авторство большинства статей на сайте принадлежит именно ему. Как правило, статьи Хохлова посвящены тем темам, которые касаются непосредственно самого автора: фотообзор службы в храме[43], истории из жизни его детей[44], рассказы об общении со старообрядцами из других регионов[45]. Все эти статьи написаны на основе личного опыта: О. Хохлов лично общается со всеми героями статей, делает фотографии для публикаций, путешествует по стране[46].

Но не все темы могут быть раскрыты через личное присутствие, личный опыт главного редактора. Другая половина статей, в отличие от «Русской веры» написана не для данного сайта, а представляет собой вторичную публикацию статей с других ресурсов. Конечно, плагиатом назвать это нельзя: «Старообрядческая мысль» ссылается на источник, подписывает имена авторов статей и фотографий[47]. С одной стороны, портал теряет в оригинальности публикуемых материалов, но после выхода сайта из подчинения официальным структурам «Старообрядческая мысль» стал напоминать личный блог О. Хохлова, в котором публикуется то, что интересно в первую очередь самому автору.

Сайт еженедельно обновляется и публикует информацию об актуальных событиях современности. Так, историческая встреча православного Патриарха и Папы Римского 12 февраля 2016 года не осталась незамеченной для «Старообрядческой мысли»: редактор с удовольствием «прокомментировал свежее событие мировой церковно-политической жизни вселенского масштаба»[48]. «Русская вера» осталась к событию равнодушна.

Интернет-раскол

 

В феврале 2015 года «Старообрядческая мысль» опубликовала статью, в которой обвинила «Русскую веру» в воровстве фотографий[49]. В качестве доказательства О. Хохлов приводит скриншоты веб-страниц с «оригиналами» и краденым, указывая, что водяные знаки с оригинальных фотографий были убраны[50]. Вменяя в вину кражу интеллектуальной собственности, редакция «Старообрядческой мысли» обиженно (все-таки, портал на энтузиазме О. Хохлова держится) заявляет, что акт воровства отягчен не только финансированием сайта «Русская вера» новообрядцами[51], но и самим фактом получения гонорара за статьи.

Кроме того, резкие выражения «Старообрядческой мысли» в лице О. Хохлова касались и обвинений в «накрутке» посещаемости[52], что увеличивает популярность «Русской веры».

Надо заметить, что редакция портала «Русская вера» никак на публикации с обвинениями не отреагировала…

Принципиальная претензия, предъявленная «Старообрядческой мыслью» «Русской вере» - финансирование со стороны РПЦ. Насколько они обоснованы?

На сайте «Актеон», учредителя «Русской веры», существует раздел «Партнеры»[53], среди которых указан Благотворительный фонд им. Св. Григория Богослова, который был учрежден в августе 2009 года под покровительством митрополита Илариона (Алфеева), руководителя Отдела внешних церковных связей (ОВЦС РПЦ).

Исполнительный директор благотворительного фонда имени св. Григория Богослова - Леонида Севастьянова. Он рассказывает о том, что одним из главных направлений работы фонда является поддержка старообрядных приходов – как тех, которые находятся в юрисдикции Московского патриархата, так и относящихся к Русской Православной Старообрядческой Церкви[54].

Благородная цель не крамольна сама по себе: учредитель фонда, митрополит Иларион, возглавляет комиссию «По делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством». Леонид Севастьянов, будучи новообрядцем, происходит из известной старообрядческой священнической семьи, является родным братом настоятеля Покровского храма РПСЦ города Ростова-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова[55]. В свою очередь Иоанн Севастьянов является штатным автором «Русской веры» и возглавляет раздел «Вопрос священнику»[56], отвечая «алчущим и жаждущим правды».

 «Старообрядческая мысль» ревностно следит за связями «Русской веры» и сообщает[57], что Леонид Севастьянов входит в Совет Директоров фармакологической компании «Протек»[58]. Владельцем этой компании является В.С. Якунин, православный меценат, сопровождающий митрополита Илариона в деловых поездках[59] и на богослужениях[60].

Благотворительный фонд имени св. Григория Богослова не скрывает, что получает финансирование от ОАО «Протек»[61]. Таким образом, у «Русской веры» действительно есть личные связи с фондом и его руководством, которое не скрывает поддержку старообрядцев. «Русскую веру» выпускает круг авторов, среди которых могут быть новообрядцы, старообрядцы, выступающие за укрепление сотрудничества с РПЦ, и единоверцы.

В отличие от «Русской веры», редакция «Старообрядческой мысли» не допускает мысли о сотрудничестве с РПЦ. Так, например, последний акт «литургии по старому чину», проведенному, кстати, все тем же митрополитом Илларионом, «Старообрядческой мыслью» был раскритикован[62], в то время как «Русская вера» отметила, что при подготовке к литургии «учитывались научные разработки литургики»[63].

Конфликт «Русской веры» и «Старообрядческой мыли» активно муссируется на интернет-порталах (288 комментариев). Таким образом, Интернет стал не только каналом информации о старообрядчестве, но и площадкой, на которой происходит столкновение двух его течений – ориентированного на сближение с РПЦ и противостоящего ему. Этот старый исторический конфликт обрел в XXI веке новую форму и новый информационный носитель.

Все иллюстрации к статье взяты с сайта Старообрядческая мысль http://starove.ru/ 

ПРИМЕЧАНИЯ:


[1] Коломейцев П.Л. Есть ли будущее у старообрядцев? // Религия и демократия : на пути к свободе совести. 1993. Вып. II. С. 523-529.

[2] Стахурский А.С. Интернет-технологии как фактор консолидации культурной общности // Старообрядчество : история и современность, местные традиции, русские и зарубежные связи : мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. (31 мая – 1 июня 2007 г., г. Улан-Удэ). 2007. С. 161-164.

[3] Община Рождественско-Никольского храма г. Новозыбкова [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : Старообрядческая община Никольско-Рождественской церкви г. Новозыбкова, cop. 2015-2016. – Режим доступа : http://hramnadkarnoj.ru/

[4] Покровская старообрядческая община г. Омутнинска [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : Покровская старообрядческая община, cop. 2016. – Режим доступа : http://www.pokrov-obshina.ru/

[5] Например, http://aleko.staroobrad.ru/- уже неработающий ресурс Новгородского беспоповца А. Безгодова; Выгореция [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : Окно в Карелию, cop. 2000. – Режим доступа : http://kitezh.onego.ru/vygoretsia/; Портал Старообрядчество [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.], cop. 2012. – Режим доступа : http://staroobryadchestvo.ru/; Старообрядчество [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.] : Клинцовский портал, cop. 2009-2014. – Режим доступа : http://klintsy-portal.ru/index.php?id_catalog=15

[6] Анти-раскол - информационно-справочный портал по расколоведению [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://www.anti-raskol.ru/

[7] Отношение портала "Анти-раскол" к старообрядчеству [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.] : Анти-раскол, cop. 2016. – Режим доступа : http://www.anti-raskol.ru/pages/686

[8] Самарское староверие [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://samstar.ucoz.ru/

[9] В Информационно-издательском отделе РПСЦ произошли кадровые изменения //  Patriarchia [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/177331.html (дата обращения 14.02.2016).

[10] Старообрядческая мысль - Сайт для думающих и ищущих [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : ОДМ РПСЦ, cop. 2006-2016. – Режим доступа : http://starove.ru/

[11] В скобках указывается место в общем рейтинге по запросу.

[12] Официальный сайт Московской Митрополии [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия,  cop. 2016. – Режим доступа : http://rpsc.ru/

[13] Сайт «Русская вера» [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Старообрядческий сайт «Русская вера»,  cop. 2013-2016. – Режим доступа : http://ruvera.ru/

[14] МСДУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.]. : Московское старообрядческое духовное училище Русской Православной Старообрядческой Церкви, cop. 2015. – Режим доступа : http://msdu.ru/

[15] Староверу // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/groups/staroveru/ (дата обращения 04.02.2016).

[16] Русская Вера // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/ruvera.ru/ (дата обращения 04.02.2016).

[17] STAROVE.RU - СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ МЫСЛЬ - СТАРОВЕРУ // Вконтакте [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://vk.com/staroveru (дата обращения 04.02.2016).

[18] Русская Вера // Вконтакте [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://vk.com/ruvera_ru (дата обращения 04.02.2016).

[19] МСДУ [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – [М.]. : Вконтакте, cop. 2016. – Режим доступа : https://vk.com/club52225596

[20] Информация о проекте // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2000-2011. URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 14.01.2016).

[21] Круглые цифры и круглые даты // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/kruglye-tsifry-i-kruglye-daty-blagodarim-za-vnimanie/?utm_source=feedburner&utm_medium=email&utm_campaign=Feed%3A+Staroveru-feeds+%28STAROVE.RU+-+%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82+%D0%B4%D0%BB%D1%8F+%D0%B4%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85+%D0%B8+%D0%B8%D1%89%D1%83%D1%89%D0%B8%D1%85%29 (дата обращения 02.02.2016).

[22]Там же.

[23] Деловые предложения старообрядцев // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/business/rabota/delovye/ (дата обращения 14.01.2016).

[24]Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.01.2016).

[25]Ликбез: Ice Bucket Challenge. Крещение, прорубь, брызги, ересь // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/likbez-ice-bucket-challenge-kreshhenie-prorub-eres/ (дата обращения 02.02.2016).

[26]О проекте // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/about (дата обращения 14.01.2016).

[27]Наши авторы // Русская вера [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. –  [М.], cop. 2016. – Режим доступа : http://ruvera.ru/author

[28]Классический состав участников можно посмотреть здесь: День музеев на Рогожском // Русская Православная Старообрядческая Церковь. Московская Митрополия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://rpsc.ru/news/culture/den-muzeev-na-rogozhskom-2/ (дата обращения 04.02.2016).

[29]Два слова о специалистах в области старообрядческой культуры // Старообрядческое Подмосковье [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2009. URL: http://www.genealogy-kzn.ru/staroobr_premia/ (дата обращения 04.02.2016).

[30]«Подвергнуть Г.В. Носовского отлучению от Церкви, как не только не принесшего покаяния в своих заблуждениях в течении 12 (!) лет, но напротив, распространяющего их с ещё большим размахом и упорством»: подробнее см.: Смутные ожидания. В Москве открывается Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви // Вера и Религия [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2008-2015. URL: http://www.religion.in.ua/zmi/foreign_zmi/6340-smutnye-ozhidaniya-v-moskve-otkryvaetsya-sobor-russkoj-pravoslavnoj-staroobryadcheskoj-cerkvi.html (дата обращения 04. src=02.2016).

[31]По нынешним церковным нормам термин «единоверие» заменен на обозначение «старообрядные приходы Русской православной церкви».

[32]Игумен Кирилл (Сахаров) // Русская Вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2013-2016. URL: http://ruvera.ru/author/saharovaut (дата обращения 04.02.2016).

[33]Вакансии // Русская Вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2013-2016. URL: http://ruvera.ru/job (дата обращения 04.02.2016).

[34]Г.С. Чистяков // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/chistykov (дата обращения 10.02.2016).

[35]Анастасия Лопатина // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/lopatina (дата обращения 10.02.2016).

[36]Игумен Кирилл (Сахаров) // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/saharovaut (дата обращения 10.02.2016).

[37]Татьяна Игнатова // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/ignatova (дата обращения 10.02.2016).

[38]Марина Волоскова // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/voloskova (дата обращения 10.02.2016).

[39]Максим Гусев // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/author/gusev (дата обращения 10.02.2016).

[40]О сайте «Старообрядческая Мысль» // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/about/ (дата обращения 04.02.2016).

[41]Хохлов О.А. Святитель Геронтий (Лакомкин): жизнь в рассказах от первого лица / О.А. Хохлов. – Верещагино : Б. и., 2015. – 160 с.

[42]Рогожский стол заказов // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/zakaz/rogozhskij-stol-zakazov/ (дата обращения 10.02.2016).

[43]Пасха Христова и конкурс куличей // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/ai1ec_event/pasha-hristova-i-konkurs-kulichej/?instance_id= (дата обращения 10.02.2016).

[44]Как встречать «Новый Год»: обман, вера, Дед Мороз и Рождество // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/kak-vstrechat-novyj-god-istoriya-obmana-ded-moroz-rozhdestvo/ (дата обращения 10.02.2016).

[45]Всё о море в Крыму: Керчь, Курортное, Мама Русская // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/vsyo-o-more-v-krymu-kerch-kurortnoe-mama-russkaya/ (дата обращения 10.02.2016).

[46]Пастырь твёрдый. Как поздравляли о.Виктора // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/o_viktor-2013/ (дата обращения 10.02.2016).

[47]LENTA.RU: «Наша церковь в параличе». О реформе Никона и ее последствиях // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/lenta-ru-nasha-tserkov-v-paraliche-o-reforme-nikona-i-ee-posledstviyah/ (дата обращения 10.02.2016).

[48]Патриарх Кирилл и папа римский. Встреча. Зачем? // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/olga-chetverikova-patriarh-kirill-i-papa-rimskij-vstrecha-zachem/(дата обращения 14.02.2016).

[49]«Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/russkaya-vera-ukrala-prihozhan-mitropolita-i-hram-rpsts/ (дата обращения 14.02.2016).

[50] В социальной сети Фейсбук, однако, О. Хохлов выражает следующий взгляд на интеллектуальную собственность на фотографии: «Это только электронная молодежь может мыслить об отказе от авторских прав, а старая закалка чтит собственность...» Публикация иерея Алексея Лопатина // Facebook [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=958536664215870&set=a.140214386048106.27195.100001786361786&type=3&theater (дата обращения 20.02.2016).

[51]Предположительно ОВЦС РПЦ. См. комментарии к статье «Русская Вера» украла прихожан, Митрополита и храм РПСЦ // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/russkaya-vera-ukrala-prihozhan-mitropolita-i-hram-rpsts/ (дата обращения 14.02.2016).

[52]Сайт «Русская вера»: Порочный круг лжи // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/izbran/sajt-russkaya-vera-porochnyj-krug-lzhi/ (дата обращения 14.02.2016).

[53]Партнеры // Издательство "Актеон" [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://akteon-sale.ru/ob_izd/partners (дата обращения 14.02.2016).

[54]Партнеры – католики, а помогаем – старообрядцам // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://starove.ru/izbran/leonid-sevastyanov-partnery-katoliki-a-pomogaem-staroobryadtsam/ (дата обращения 14.02.2016).

[55]Там же.

[56]Вопрос священнику // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2005-2016. URL: http://ruvera.ru/vopros (дата обращения 14.02.2016).

[57]Там же.

[58]Совет директоров // Головная компания Группы ОАО «ПРОТЕК» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://www.protek-group.ru/corporate-governance/the-board-of-directors/ (дата обращения 20.02.2016).

[59]Илларион Алфеев на аудиенции у Римского Папы // papst.pro [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: https://www.youtube.com/watch?v=C3kKmesG_IY&feature=youtu.be (дата обращения 20.02.2016).

[60] Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // STAROVE.RU [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.01.2016).

[61]Персоналии //  НО «Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова» [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2009 - 2010. URL: http://www.fondgb.ru/index.php?ss=27&s=39 (дата обращения 20.02.2016).

[62]Концерт для скрипки с экуменической аранжировкой. Митр. Иларион в Рубцово // Старообрядческая мысль [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://starove.ru/anons/kontsert-dlya-skripki-s-ekumenicheskoj-aranzhirovkoj-mitr-ilarion-v-rubtsovo/ (дата обращения 14.02.2016).

[63]Митрополит Иларион (Алфеев) возглавил Литургию древним чином в храме Покрова в Рубцове // Русская вера [Электронный ресурс]. Электрон. дан. М., cop. 2016. URL: http://ruvera.ru/news/liturgiya_drevnim_chinom (дата обращения 14.02.2016).