Дискуссия о происхождении социальной иерархии

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Дискуссия о происхождении социальной иерархии
Вопросы Сафроновой
Ответы Шубина Сафроновой
Диалог Шубина и Сахнина
Об исторических истоках цивилизации
Сафронова о метафизическом дискурсе
Сахнин о Махабхарате и этакратии
Шубин об Энгельсе, Махабхарате, этакратии, метафизике
Все страницы

Дискуссия о происхождении социальной иерархии

(июль 2009 г.)

А. Шубин: 

На обсуждение выносится тезис для Манифеста информалиата (короткий текст курсивом), и материалы к ее обоснованию и 
разъяснению (в данном случае – фрагменты из «Ритмов истории»).

 

«Вся история человеческого общества - это время прорастания собственно 
человеческого начала через биологическое, это подвиг преодоления человеческим духом сменяющих друг друга Систем угнетения, овеществления, инструментализации людей.

Создав духовную культуру, способную дать человеку истинную свободу, основанную на гуманности и солидарности, цивилизация одновременно поработила людей. Противостояние человека и его среды обитания, «война» с Природой, требующая специализации, отставание возможностей человечества от потребностей человека, медленное развитие культуры большинства, отстающее от передовых культурных достижений - все это привело к иерархичности общества, превращению большинства людей в инструмент воли меньшинства. Господство этого меньшинства было закреплено организованным насилием государства. Угнетенные ответили бунтами и самоорганизацией». 

Материалы к обоснованию: 

Как и всякое вещество биосферы, человек несет в себе как минимум два
начала - косное и живое. Косная материя пассивна. Она сама по себе не ищет энергии для самовоспроизводства, не перестраивается для поддержания качества и потому часть косных тел обладает огромной прочностью в сравнению с живыми телами. Живая материя, напротив, активна. В борьбе за существование она осуществляет действия, направленные на поиск вещества и энергии, необходимые для воспроизводства собственной структуры. Живая материя относительно эластична (в сравнении с большинством косных тел), однако в случае, если воздействие на живое тело превышает некоторый порог, живое тело необратимо разрушается. Это делает необходимым "симбиоз" живого и косного начал для выживания первого. 

Строго говоря, деление на живое и косное относительно. Всякое тело, поскольку оно подчиняется физическим законам, является косным. Но живые тела добавляют к физической логике поведения свою собственную. В то же время относительно косные тела, содержащиеся в живом, также отчасти являются живыми, так как организм заботится о воспроизводстве их структуры. Таким образом, когда мы говорим о живом и косном, мы 
имеем в виду в большей степени живое и в большей степени косное. То же касается и человека, который представляет собой косно-живое тело. Но не только.

В человеке два основных начала биосферы дополняются третьим - духовным (моделирующим, информационным), развитой способностью к абстрактному мышлению. Абстрактное мышление - создание на основе живой материи (прежде всего мозга) моделей окружающей действительности, формирование на их основе более сложных, комплексных моделей и обмен ими, регулирующий поведение. Собственно, эта способность высокого уровня (позволяющего передавать модели, абстрактную информацию, на материальных носителях) и отличает человека от любых других видов живых существ. Модели позволяют человеку изменять движение вещества и энергии в своих интересах. В результате человек не просто, подобно животному, ищет необходимые ему вещество и энергию, но и создает структуры их постоянного "улавливания". Однако конструирование таких структур требует использовать и человека в качестве инструмента, детали человеческой конструкции. 

Неполнота модели, конечно, предопределяет сбои в работе таких структур, катастрофичность - тем большую, чем большие энергии улавливаются. Но все же человечество не отказывается от полученных с помощью информации преимуществ, а предпочитает уточнять модели. Так возникает информационная среда культуры (накопление результатов моделирующей деятельности), которая дает возможность говорить о цивилизации и обществе. При этом как само общество, так и каждыйчеловек - косно-животно-моделирующая среда. Это касается не только их физической структуры, но и внутренней структуры сознания, которое естественно испытывает мощное воздействие трех начал человека.     

Таким образом, в "Дано" мы можем записать три начала: косное (пассивность, сопротивление воздействию извне), живое (поиск, переработка и поглощение энергии с целью самовоспроизводства и размножения) и моделирующее, духовное (накопление, обработка и передача сигналов абстрактной информации, возникновение культуры, в которой возникают сложные модели, регулирующие поведение человека и его действия по изменению формы и направления движения вещества и энергии). 

Наличие моделирующей составляющей имеет множество важных последствий: самовозрастание потребностей за счет создания моделей еще не существующих, но принципиально возможных состояний, облегченная коммуникация в большом (больше, чем стая) социуме, придерживающимся одной системы коммуникаций (языка), способность к координации (согласованию алгоритмов деятельности) и др. Эти способности позволяют сделать энергообмен с внешней средой (необходимый для поддержания животной составляющей) более эффективным, начать отгораживаться от воздействий окружающей среды с помощью изменения формы косной среды (создания орудий труда, сооружений и т.д.). Те же последствия абстрактного мышления приводят к осознанию целостности социума и стремлению к коллективному самосохранению. Член социума становится при прочих равных условиях ценен как таковой (гуманность), моделируются системы взаимопомощи - солидарности. Люди начинают заботиться о сохранении друг друга, если это не противоречит сохранению самого социума. Однако ценность индивидуума в обществе не абсолютна, а определяется его местом в разделении труда, функционировании «человеческой машины». Солидарность трансформируется в иерархию, усиливающую господство с одной стороны и угнетение - с другой. 
         Если в животном мире господство обеспечивается агрессией сильных против слабых, то в человеческом обществе наилучшие возможности в этом отношении имеются у носителей информации, организаторов. Недостаток физической силы они могут восполнять, организуя группы, обеспеченные более совершенными косными инструментами физического воздействия (оружием). Господство становится социальным и закрепляется доминирующей на данной территории системы организованного насилия - протогосударством и государством. 

Формирование социальной иерархии с одной стороны создает новые возможности для концентрации знания и энергии, с другой - приводит к угнетению свойств человека, не нужных социальной машине, превращая его из самовоспроизводящегося мыслящего существа в пассивное, исполняющее чужую волю (усиление косного, инструментального начала). Таким образом, иерархизация приводит к дисперсии "триединого" человека, усиливая в части людей косное, а в части - духовное (моделирующее) начала. При этом у большинства людей продолжает все еще преобладать животное начало (посмотрим вокруг - это относится не только ко временам древности). 

*** 

 Само давление среды, в которой развивается общество и человек, порождает необходимость социальной организации для концентрации совместных усилий людей в противостоянии силам природы и «варварам». С появлением социальной иерархии (вследствие специализации, разделения управленческого и физического труда) господство становится основой эксплуатации - перераспределения ресурсов в пользу социальной элиты. Корень эксплуатации не в том, что элита берет себе «больше, чем положено» (как полагали противники капитализма, надеявшиеся решить проблему с помощью возвращения работнику «прибавочной стоимости» и 
других добавочных выплат), а в самой возможности определять сверху пропорции распределения (поэтому эксплуатация сохранялась и в СССР). Элита не «присваивает» продукт, а господствует, по своей воле (а не по воле работника) направляя его потоки, в результате чего сам продукт попадает вообще третьим лицам (потребителям), которые и осуществляют его итоговое присвоение. Оборотной стороной господства является угнетение (как социальных слоев, так и свойств человека). Господство, искусственное давление социальной организации на личность, ведет к угнетению человеческих свойств большинства людей. Угнетение (и, соответственно, часть явлений, которые Маркс приписывает действию «отчуждения») существует до «разделения труда и капитала», поскольку вообще поведение человека и направление его деятельности определяется внешними (в частности - природными) силами. Социальное господство и разделение появляются с возникновением социальной иерархии, власти. Разделение на управляющих и управляемых, творцов и исполнителей - необходимое условие развития человеческой культуры эпохи традиционного и индустриального общества.