Бакуниана

E-mail Печать PDF
IMG_6327.JPG
 

Бакунин М.А. Философия, социология, политика. М.,1989.

 «Мы революцию учили не по Гегелю…» Да, в условиях кризиса «социализма», согласно официальным уверениям построенного «по Марксу» Бакунин оказался весьма кстати для понимания истоков и уроков эпохи. Едкий, глубокий критик Маркса, он в то же время понимал и обосновывал, что капитализм для нашей страны – не лучше. Увы, на грани 80-х и 90-х гг. ХХ века эта идея была не так очевидна, как теперь.

Помню, как мы бродили по букинистическим магазинам в поисках книг Бакунина и о нем (мы и магазины сами стали называть «бакунистическими»), как радовались, что по недосмотру даже антимарксистские работы Бакунина не попали в спецхран. На митинги мы выходили с его лозунгом: «Свобода без социализма – это привилегия и несправедливость, социализм без свободы – это рабство и скотство!».

Не удивительно, что вышедший в 1989 г. первый за несколько десятилетий сборник социально-политических работ Михаила Александровича «Философия, социология, политика» стала настольной книгой не только для бакунистов. В своих основных текстах «Великий бунтарь» предстал не маньяком разрушения, каким его часто пытаются представить, а вполне разумным и конструктивным мыслителем. И сегодня полезно перечитывать Бакунина, отделяя устаревшее (все-таки писалось полтора века назад) от тех идей, чье время приходит или скоро придет.

Бакунин предстает в своих текстах и как теоретик, и как практик, и как сложный, но обаятельный и великодушных человек (что особенно заметно в письме к «подставившему» его Нечаеву).

Особенный интерес вызывали, и, надеюсь, будут вызывать три работы из этого сборника. Конструктивная программа народнического социализма 60-х гг. лучше всего, на мой взгляд, изложена в труде «Федерализм, социализм и антитеологизм». Антитеологизм я лично не разделяю, но вот то, что пишет Бакунин о социализме и его политической программе – на мой взгляд, не устарело до сих пор.

 «Кнуто-германская империя и социальная революция» была написана на волне революционных надежд, что придает тексту вдохновение, но, увы, искажает горизонт авторского взгляда. Здесь Бакунин предстает генератором революционных идей и острым критиком германского милитаризма. Некоторые его мысли по этому поводу с учетом опыта ХХ века представляется просто провидческими.

И, наконец, «Государственность и анархия», включившая в себя и острую полемику с марксизмом, и критику буржуазного строя, анализ перехода его к тому этапу, который через тридцать лет назовут империализмом. Пусть не все, о чем предупреждал Бакунин, сбылось сразу, но основные тенденции были подмечены удивительно верно.

И все же наиболее ценными, на мой взгляд, являются бакунинские идеи общества свободных и солидарных людей. В эпоху «Великого бунтаря» предпосылки для возникновения такого общества еще не сложились. Но это не значит, что они не сложатся никогда.