Альтернативные общины и киббуцы

E-mail Печать PDF
Индекс материала
Альтернативные общины и киббуцы
Коммунистическая алия
"Китеж" и киббуцы
Островки в глобальном океане
Примечания
Все страницы

Альтернативные общины и киббуцы

 Обсуждение кризиса современной индустриальной цивилизации ставит на повестку дня проблему альтернативы системе глобального капитализма, с ролью которой «не справился» государственный «социализм». Эта тема не нова, так как поиски альтернативы капитализму – ровесники самому капитализму. Наряду с утопиями, предлагающими проекты «общества, которого нет» (пока нет), существовало и существует ныне движение людей, не желающих дожидаться светлого будущего (или катастрофы существующего общества). Они предпочитают «экспериментировать на себе» и начинать строительство альтернативных общественных отношений здесь и сейчас. Но не является ли это просто бегством от цивилизации, возвращением вспять?

Возможны два пути социальных изменений – прогрессивный и регрессивный. Пока человечество прошло через две качественно отличные фазы своего развития - традиционное и индустриальное общества (говоря об этом, я не отрицаю возможности других градаций). Традиционное общество ориентировано на сохранение существующих форм и параметров жизни. Это обусловлено ограниченными возможностями аграрного производства, на котором были основаны традиционные цивилизации. Выход за пределы параметров часто приводил к катастрофам. Одной из важных черт традиционного общества была низкая специализация труда. Эта черта была преодолена индустриальными отношениями. Благодаря специализации человечество научилось осуществлять невиданную прежде концентрацию и перемещения энергии и ресурсов, что привело к резкому росту продовольственных и медицинских возможностей и как результат - к резкому росту численности населения, в дальнейшем - его уровня жизни, возникновению новых, прежде невозможных достижений культуры и т.д. За это человечеству пришлось заплатить дорогую цену - большинство людей было превращено в инструмент немногих творцов - элиты общества. Со временем и эта элита, подчиняясь логике специализации, стала превращаться в иерархический набор человекообразных инструментов, деталей индустриальной машины. Индустриальная система приближается к пределам роста потребления ресурсов. Однако как бы мы не критиковали сделанный прежде рывок, он создал новые предпосылки для раскрытия творческой сущности человека, пока доступные прежде всего элите (постольку, поскольку она сама способна ими пользоваться). Утерять эти возможности было бы катастрофой. К тому же без массовой гибели людей возвращение к традиционному обществу не представляется возможным - традиционными способами невозможно удовлетворить огромные потребности неимоверно выросшего человечества. Поэтому неапокалепсический переход от индустриального общества к постиндустриальному не может означать простого возвращения к доиндустриальным формам жизни. Насколько альтернативные общины являются «резервной моделью» человечества на случай углубления кризиса господствующей ныне системы, настолько они должны быть альтернативны как индустриально-капиталистическим, так и до-индустриальным отношениям (что не исключает синтеза части черт двух этих моделей).

Под альтернативными общинами мы понимаем такие поселения, которые сознательно стремятся к созданию принципиально новых общественных отношений на началах самоуправления и совместной работы жителей. Их участники пытаются создать социалистические или коммунистические отношения в масштабах поселения или сети поселений. Движение участников таких общин можно называть также коммунитарным.

Попытки создания общин, организованных на «справедливых» основаниях, предпринимались еще в XVI в. радикальными религиозными течениями (отчасти эти мотивы еще раньше присутствовали и при создании монастырей). С XVII в. это движение соединилось с социалистической мыслью (диггеры). Но как постоянный фактор социальной жизни движение альтернативных общин (коммун) возникло в 20-е гг. XIX в. благодаря деятельности Роберта Оуэна. Пример его последователей положил начало многочисленным коммунитарным экспериментам XIX века (подробнее см. Шубин А.В. «Социализм: «золотой век» теории». М., 2007. С.56-77).